"Выигрыш прокучу!"
(интервью опубликовано в газете
"МК в Питере " в январе 2008 года, оригинал здесь)
Программист из Петербурга Александр Либер стал победителем в популярном телешоу «Своя игра»
Сыграть на деньги у нас скоро будет можно или в специально отведенных для этого географических зонах или в телевизионных программах. Уже больше десяти лет в эфире НТВ идет передача «Своя игра». В ней игроки не просто «режутся» на деньги, а отвечают на порой очень сложные вопросы. Абсолютным чемпионом в этой игре за 2007 год стал петербуржец Александр Либер. Корреспондент «МК» в Питере» поинтересовался у чемпиона, как повысить свой интеллект до таких высот.
«Бабушки в музеях меня узнают»
— Победа далась вам с трудом?
— Поначалу в финальной игре я лидировал. Но внезапно на вопросах о кулинарии и музыке Андрюша Жданов вырвался вперед. У меня уже начали руки трястись. Все решил последний вопрос: «В 1945 году молодой Джон Кеннеди просил у советского посла Андрея Громыко дать ему именно это. Что именно?» Единственная версия ответа, которая была у Андрея и у меня тоже, — автограф. А на самом деле речь шла об интервью. Кеннеди тогда работал журналистом. Поскольку Андрей отвечал первым, он ошибся и «свалился». А я остался до победного конца.
— Радовались победе?
— Да, сильно. Еще я чувствовал, что зрительный зал за меня радовался и болел. Обычно во время игры я стараюсь абстрагироваться от всего и не рассеивать внимания ни на что лишнее. Но поддержку зрителей чувствовал. И до сих пор чувствую. Вчера в Русском музее одна бабушка меня узнала и попросила со мной сфотографироваться.
— Есть какие-то приемы, как натренировать мозги для победы в интеллектуальной игре? Может, кроссворды помогают?
— Нет, они сейчас стали слишком простыми и часто даже неправильными. В советские времена кроссворды были лучше. Правил нет. Все достигается упражнениями. Если отгадать тысячу вопросов, то к тысяча первому уже поймешь, как надо правильно искать решение. Половина вопросов сейчас решается знанием, половину приходится просто угадывать. Главное — понять логику вопроса и отвечать, исходя из этой логики. Например, в последней игре речь шла о неком приборе, который Александр II подарил офицерам одного из гвардейских полков. Я стал думать, что вообще могут цари дарить свом офицерам. Сначала перебирал в уме технические приборы. Но потом решил, что речь идет о гвардейцах, аристократах. А тогда у аристократов принято было дарить посуду. Понял, что речь о столовых приборах, и нашел верный ответ — набор столового серебра.
— На какие вопросы вам легче всего отвечать?
— На вопросы по истории, литературе, точным наукам. А вот когда дело доходит до спорта, приходится отвечать наугад. Я не разбираюсь в спорте, так как очень мало им интересуюсь.
«Санта-Барбара» для интеллектуалов
— Когда вы начали играть?
— В 92-м году меня пригласили в одну петербургскую команду клуба «Что? Где? Когда?». В 96-м в город приехал главный редактор этой передачи и устроил отбор на телевизионную программу. Там я впервые сыграл в серьезной команде и впервые выиграл. А в этом году моя команда победила на чемпионате России по игре «Что? Где? Когда?» в Казани.
— Помните свою первую победу?
— Это было что-то страшное. Представьте: играют три мужика, и одна из тем связана с телесериалом «Санта-Барбара». Единственный вопрос, на который мы ответили: «В каком штате расположен город Санта-Барбара?». А дальше поплыли. Тему про «Санта-Барбару», как потом оказалось, редакторы специально вставили для того, чтобы публика похихикала над знатоками.
— Принципы игры за все эти годы сильно изменились?
— Сейчас игра требует отчасти более глубоких знаний, отчасти опыта. Стало больше вопросов на сообразительность. С другой стороны, люди уже навострились играть и раскалывают вопросы, как орешки. Поэтому сейчас игра становится более жесткой.
— В чем для вас самое большое удовольствие от игры?
— Главное — это даже не призы, а ощущение, что игра пошла, угадайки угадываются, кнопки «выигрываются». Между прочим, успеть первым нажать на кнопку — одна из главных вещей в игре. Кто-то из игроков однажды сказал, что чувствует себя собакой, которая все знает, а ничего сказать не может, потому что не успевает вовремя на кнопку нажать.
Питомник вундеркиндов
— В школе вы наверняка были вундеркиндом?
— Я учился в 239-й специализированной математической школе. Там была куча таких учеников, как я. Этакий питомничек вундеркиндов.
— Родители вас вдохновляли на нелегкий интеллектуальный труд?
— Мои родители оба по образованию физики. Отец, к сожалению, умер пять лет назад. Мама работает на научном предприятии — пытается по мере сил поддерживать морскую мощь России. Родители мне с детства подсовывали книги то Перельмана, то что-нибудь еще. Потом мне стало очень интересно решать задачки, я начал участвовать в олимпиадах.
— «Вышку» где получили?
— В Петербургском государственном университете на математико-механическом факультете. У меня была нормальная студенческая жизнь с полуночными посиделками, с пьянками, с песнями под гитару и всем остальным.
— Но из математика вы переквалифицировались в программиста.
— Чистую математику сейчас трудно применить. Поэтому большинство моих соучеников или уехали на Запад, или работают программистами. Некоторые стали бескорыстно дальше заниматься наукой. А я из аспирантуры ушел, пришлось идти работать. Я пописываю диссертацию время от времени, но не знаю, когда ее закончу и закончу ли вообще. Тема звучит примерно так: «Сходимость случайных ломаных к процессу Орнштейна-Уленбека». Сейчас я нашел работу в Москве, но остался московским петербуржцем. Каждые выходные приезжаю навестить маму, бабушку и друзей.
— Ваша жизнь после переезда в Москву сильно изменилась?
— Я организовал там ту же жизнь, что и в Питере: работа, общение с друзьями, те же игрища, поход по театрам. Театр всегда любил. Обожаю Алису Фрейндлих. Она для меня стоит на недосягаемой актерской высоте.
— Дети у вас есть?
— Нет. Пока я не нашел близкого человека, с которым у меня могли бы быть дети. Хотя у нас на играх много семейных пар создается.
— А какую женщину бы вы хотели видеть рядом с собой?
— Я не могу говорить о каких-то определенных качествах, которые мне нужны в женщине. Оцениваю человека целиком.
«Люблю разглядывать прохожих»
— У вас есть в Петербурге любимое место?
— Целых два. Набережная Фонтанки между Невским проспектом и Летним садом. А также Таврический сад с окрестностями.
— Кроме интеллектуальных игр, что вас еще увлекает и развлекает?
— Чтение и путешествия. У меня нормальные тихие увлечения. Но без спорта. Хотя спортивные шоу, например, «Звезды на льду», смотрю. Еще в кино хожу. А вообще меня многое может развлечь, даже наблюдения за прохожими. Вот, например, идет старичок, он очень похож на школьного учителя истории. Вот дама средних лет с кучей пакетов, наверняка мать большого семейства. Но у нее такое сосредоточенное лицо, что, видимо, собственная семья ее не очень радует.
— Уже решили, как потратите выигрыш?
— Мне вручили 62-томную энциклопедию, новый вариант Большой Советской, и чемоданчик денег. Там 180 тысяч рублей минус налоги. Деньги прокучу. Это не слишком огромная сумма, но на путешествия хватит.
Ольга ГОРШКОВА