Звездный час Андрея Жданова
(интервью опубликовано в тольяттинской газете
"Городские Въдомости" в январе 2006 года, оригинал — здесь)

Практически каждый из нас хотя бы раз пережил тот сладостный миг триумфа, который называется звёздным часом. У тольяттинца Андрея Жданова, гроссмейстера «Своей игры», он наступил в новогоднюю ночь. Наш земляк выиграл финал интеллектуальной игры и вошёл в список самых именитых ее игроков.

Вернее, выиграл он чуть раньше, ещё в октябре, но в эфир передача вышла 31 декабря. Накануне была показана игра третьфинала, а в новогоднюю ночь — суперфинал. С одной стороны, понятно, насколько тяжело было Андрею молчать, зная о результатах, тем более таких! А с другой — он пережил свой звёздный час дважды: сначала в день записи передачи, когда принимал поздравления коллег, соперников, ведущего и болельщиков. Потом после её выхода в эфир.

30 декабря на Куйбышевазоте, где Андрей Жданов работает редактором многотиражной газеты «Призыв», проходила корпоративная новогодняя вечеринка. Те, кто, готовясь к ней, все же выкроил время и посмотрел триумфальную игру третьфинала, увидев Жданова в нарядном зале, онемели от изумления: «Как? Только что болели за тебя по НТВ, а ты уже здесь! На самолете, что ли, прилетел?» И тогда Андрей сказал им правду. Не всю. О том, что передача была записана заранее. А о результатах финала молчал как партизан: «Включите телевизор завтра в пятнадцать минут шестого – сами всё увидите». И хитро улыбался.

Огненная синусоида

Звёздный час только называется часом. Как правило, это секунда, миг, отделяющие твою прежнюю жизнь от новой, звёздной. Миг, когда всё, что ты поставил на карту, приносит такой долгожданный, но и всегда неожиданный выигрыш!

«В отборочных играх и в третьфинале ты играл ярче, — говорили ему некоторые болельщики. — Больше рисковал, чаще ходил ва-банк, отвечал, даже не будучи уверенным в правильности ответа. А в финале слишком осторожничал. Словно не очень-то и стремился выиграть».

– Это так? — спрашиваю Андрея.

– Выиграть я, конечно, хотел, иначе игра теряет смысл: всё же это отчасти спорт, битва интеллектов. Но настроя «победить или умереть» у меня не было. Ехал играть. А то что выиграл — стечение обстоятельств. Я не считаю себя гением игры, таким, как, скажем, Александр Друзь или Анатолий Вассерман. На моём месте мог бы быть Александр Эдигер, Юрий Хашимов, Станислав Мереминский, Яков Подольный... Любой из первой двадцатки сильнейших «Своей игры». Просто звёзды в этот день, 6 октября, расположились благоприятно для меня.

Рассказывать обо всех перипетиях игры для тех, кто её не видел, не имеет смысла. А вот о суперфинале – стоит.

Перед финальным супервопросом расклад по очкам был драматическим. У Владислава Пристинского на счету всего 200 очков, он, конечно, не соперник двум другим суперфиналистам. (Хотя чем чёрт не шутит? Пойди оба лидера ва-банк и ответь неправильно — и победителем с 400 очками стал бы аутсайдер. Но, конечно, такой шанс был ничтожно мал.)
А вот двум лидерам было о чём задуматься! Мереминский к супервопросу имел на счету 8400 очков, Жданов — 11300. Разница, казалось бы, внушительная. Но зубры «Своей игры», собравшиеся в зале, понимали: ситуация опаснейшая! Теперь всё зависит от точности, интуиции, мудрости, хитрости, расчётливости Стаса и Андрея, ну и, бесспорно, от благосклонности фортуны.

Как «рыбы» побили «лягушек»

…Как говорят в классических триллерах, через три минуты всё было кончено! Финальный вопрос был такой: «Кого бирманские крестьяне на свой Новый год отпускают на свободу, чтобы задобрить Духа воды и избежать засухи?»

Владислав Пристинский ошибся с интересной версией «Воздушные змеи», и на его счету осталось 100 очков. Ответ Стаса Мереминского был тоже неправильным: «Лягушек». «Ну и ответ Андрея Жданова...» — в гробовой тишине провозгласил ведущий Пётр Кулешов, явно волнуясь. «Рыбы», — появился на экране выведенный нервной вязью ответ Андрея Жданова.

– Абсолютно правильно! — прозвучало в студии, и торжествующий крик Андрея, похожий на рык победившего в тяжелейшей схватке льва, заглушил шквал аплодисментов. О битве очков я ещё расскажу, но сначала – драматический момент выбора правильного решения.

– Этот ответ был единственным? Вы сразу остановились на нём? — спрашиваю Андрея.

– Нет, конечно. В какой-то миг я реально почувствовал поток флюидов Стаса: «лягушки, лягушки, лягушки…» — и чуть было ему не поддался. Но потом вернулся к тому, что пришло мне на ум первым: рыбы.

– А я, сидя у телевизора, поймала флюиды вашего соперника, а не своего земляка, — говорю. — Тоже считала, что правильный ответ — лягушки. Он такой же правомерный, мне кажется, как птицы, рыбы, а может, и какие-нибудь кузнечики. Кто знает, что с чем у них там, в Бирме, ассоциируется... А вы молодец, Андрей! К этому моменту вы уже успели, судя по торжествующему крику, подсчитать очки и понять, что выиграли?

Он покачал головой, вспоминая момент финальной игры. Кажется, что угадать правильный ответ было проще, чем в такой ситуации верно рассчитать ставку.

Дважды два — четыре, но не в «Своей игре»

– В финале Стас делал скромную ставку в расчете на то, что мы оба ошибёмся, а я — на то, что оба ответим верно, — вспоминает Андрей. — Чутьё подвело и его, и меня. Результат известен. Но драматическим этот момент делают возможные варианты развития событий. Это сейчас можно сказать: что же ты не пошёл ва-банк, сумма выигрыша была бы больше! Но, как правило, все зависит от случая.

– Вы правы! Главное тут — благосклонность судьбы! Ясно, что соперники примерно в равных условиях и всё зависит от ставки. Были случаи, когда лидер делал маленькую ставку, его соперник — большую, а то и шел ва-банк, и в результате выигрывал. Сто очков могут решить всё.

Андрей не раз в интервью делал упор на то, что «Своя игра» — это настолько же спорт, насколько и величайшее интеллектуальное наслаждение. Игра, в которой важны не только знания, реакция, умение вовремя нажать на кнопку, отключиться от светящегося на твоем табло результата, от предыдущего своего неправильного или, наоборот, блестящего ответа, но и удача. Ты отказался от «вопроса-аукциона» (дорогого, но из области, в которой ты несилён) или согласился (а вопрос твой и ты его с лёгкостью берёшь).

То же с «Котом в мешке». Отдал его главному противнику, а тот на нем «упал». А как важна удача, когда идёшь ва-банк и вдруг оказывается, что именно этот вопрос тебе по зубам. Да если еще рискнул большой суммой и вырвался далеко вперёд...

Хитростей в этой игре много, как и в любой другой. Игра — это выбор верного варианта. На сей раз победил Жданов. В другой раз удача улыбнётся кому-то другому. Андрей это отлично понимает. Но снова и снова будет ездить на съёмки «Своей игры», потому что она не только смысл его жизни и в некотором роде материальный источник, но и страсть.

Елена Новикова